МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ "Методической копилки"
Предпосылки УУД у дошкольника |
методики |
УУД у школьника |
методики |
||
Личностные |
|||||
Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков |
Анкета «Оцени поступок» (по Э. Туриелю в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Кабардовой) |
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение |
Ценностные ориентации – Методика «Три желания» А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых |
||
Ориентация на понимание причин успеха |
«Методика каузальной дистрибуции успеха/неуспеха». (по А.Г. Асмолову) |
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
Самооценка – Методика «Лесенка ученика» В.Г. Щур |
||
Мотивационная основа деятельности, желание пойти в школу |
«Запрещенные слова» (Н. Гуткина) – выявление уровня произвольности, определение сформированности «внутренней позиции школьника». На основе анализов ответов оцениваются сформированность познавательной мотивации и желание идти в школу. Методика «Внутренняя позиция школьника» (А.Л. Венгер) |
1.Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, принятие образца хорошего ученика
2.Широкая мотивационная основа учебной деятельности |
Школьная мотивация – Анкета «Школьная мотивация» Н.Г. Лускановой
- Методика рисунка на тему: «Что мне нравится в школе» (Р.В. Овчарова «Практическая психология в начальной школе») Методика «Беседа о школе» в модификации Т.А. Нежновой |
||
Развитие чувства стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения |
«Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы» в модификации Ж. Пиаже 2006 |
Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им |
Методика «Моральная дилемма. Норма взаимопонимания в конфликте с личными интересами» (А.Г. Асмолов «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе») |
||
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Познавательные |
|||||
Знаково- символические |
Проводит в уме операций сравнения изображений и их деталей. без основы на процесс восприятия; Позволяет видеть закономерные взаимосвязи в организации элементов изображения («видеть» структуру) и оперировать этими закономерностями, переносить их в рамках данной визуальной структуры. |
Прогрессивные матрицы Равена серия А и В ( методика Ясюковой Л.А.) |
Осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий |
||
Логические |
Понятийно-интуитивные Производит речевой анализ-синтез Производит визуальный анализ-синтез |
«Интуитивно-речевой анализ-синтез «Интуитивный визуальный анализ-синтез» ( методика Ясюковой Л.А.) |
Устанавливает аналогии, владеет общим приёмом решения задач |
«Диагностика универсального действия общего приема решения задач (по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой) |
|
Понятийно-логические Устанавливает визуальные и речевые аналогии |
«Речевые аналогии» Визуальные аналогии» ( методика Ясюковой Л.А.) |
Выделяет существенную информацию из текстов разных видов |
|||
Понятийно-речевые Производит интуитивно-речевой анализ-синтез, устанавливает речевые классификации, речевые аналогии |
«Интуитивный речевой анализ-синтез» «Речевые классификации» «Речевые аналогии» ( методика Ясюковой Л.А.) |
Осуществляет подведение под понятия на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза |
Методики: «Определение», «Классификация», «Сравнение» |
||
Понятийно-образные Осуществляет интуитивный визуальный анализ-синтез Проводит визуальные классификации Проводит визуальные аналогии |
«Интуитивный визуальный анализ-синтез» Визуальные классификации «Визуальные аналогии» ( методика Ясюковой Л.А.) |
|
|||
Абстрактные Оперирует формальными характеристиками объектов и явлений |
«Абстрактное мышление» ( методика Ясюковой Л.А.) |
|
|||
Речевые |
Построение фразы на основе интуитивного понимания правил |
«Исправление семантически неверных фраз» «Восстановление предложений» «Завершение предложений» ( методика Ясюковой Л.А.) |
Понимание и анализ текста Описание действия, события, изложение |
Методики: «Пересказ», «Составление рассказа по заданным словам» |
|
Регулятивные |
|||||
Учитывает правило в планировании и в контроле способа действий |
Методика К. Кооса «Выкладывание узора из кубиков» |
1.Различает способ и результат действия 2.Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей |
Методика К. Кооса «Выкладывание узора из кубиков» |
||
Осуществляет актуальный контроль на уровне произвольного внимания |
«Домик» (Н. И. Гуткина) - исследование внимания, выявление умения ребенка ориентироваться на образец, точно копировать его; выявления уровня развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. |
1.Понимает и сохраняет учебную задачу 2.Учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем |
Методика ВОК (внимание, ориентация, количество) И.Н. Агафоновой Методика Тулуз-Пьерона |
||
Вносит необходимые коррективы в действия после его завершения на основе учёта характера сделанных ошибок |
1. Произвольное внимание (устойчивость). «Графический диктант» из 3 заданий. Автор методики Д.Б. Эльконен. 2. «Проба на внимание (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая) |
||||
Коммуникативные |
|||||
Формулирует собственные мнение и позицию |
«Оценка поступка героя в рассказе» (по А.Г. Асмолову) |
Использует речь для регуляции своего действия |
Методика «Рукавички». (А.Г. Асмолов «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» ) |
||
Строит понятные для партнёра высказывания |
Методики: «Исправление семантически неверных фраз», «Восстановление предложений», «Завершение предложений». (Взяты из методички Л.А. Ясюковой «Методика определения готовности к школе») |
Адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
Методика «Дорога к дому» (А.Г. Асмолов «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» ) |
||
Договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности |
Методика «Рукавички» (по А.Г. Асмолову) |
1. Допускает возможность существования различных точек зрения 2. Учитывает позицию партнера |
Методика «Лесенка дружбы» Методика «Левая и правая сторона» (Ж. Пиаже) Методика «Кто прав?» (Г.А. Цукерман) |