Диагностический инструментарий

 

Предпосылки УУД у дошкольника

методики

УУД у школьника

методики

Личностные

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков

Анкета «Оцени поступок» (по Э. Туриелю в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Кабардовой)

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение

Ценностные ориентации

– Методика «Три желания» А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых

Ориентация на понимание причин успеха

«Методика каузальной дистрибуции успеха/неуспеха».  (по А.Г. Асмолову)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Самооценка

– Методика «Лесенка ученика» В.Г. Щур

Мотивационная основа деятельности, желание пойти в школу

«Запрещенные слова» (Н. Гуткина) – выявление уровня произвольности, определение сформированности «внутренней позиции школьника». На основе анализов ответов оцениваются сформированность познавательной мотивации и желание идти в школу.

Методика «Внутренняя позиция школьника» (А.Л. Венгер)

1.Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, принятие образца хорошего ученика

 

2.Широкая мотивационная основа учебной деятельности

Школьная мотивация

– Анкета «Школьная мотивация» Н.Г. Лускановой

 

 - Методика рисунка на тему: «Что мне нравится в школе» (Р.В. Овчарова «Практическая психология в начальной школе»)

Методика «Беседа о школе» в модификации Т.А. Нежновой

Развитие чувства  стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения

«Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы» в модификации Ж. Пиаже 2006

Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им

Методика «Моральная дилемма. Норма взаимопонимания в конфликте с личными интересами»

(А.Г. Асмолов «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе»)

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Познавательные

Знаково- символические

Проводит в уме операций сравнения изображений и их деталей.

без основы на  процесс восприятия;

Позволяет видеть закономерные взаимосвязи в организации элементов изображения («видеть» структуру) и оперировать этими закономерностями, переносить их в рамках данной визуальной структуры.

Прогрессивные матрицы Равена  серия А и В

 ( методика Ясюковой Л.А.)

https://shop.imaton.com/catalog/item/167/

Осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

Методика «Нахождение схем к задачам» (по А.Н. Рябинкиной)

Логические

Понятийно-интуитивные Производит речевой анализ-синтез

Производит визуальный анализ-синтез

«Интуитивно-речевой анализ-синтез

«Интуитивный визуальный анализ-синтез» ( методика Ясюковой Л.А.)

https://shop.imaton.com/catalog/item/167/

Устанавливает аналогии, владеет общим приёмом решения задач

«Диагностика универсального действия общего приема решения задач (по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой)

Понятийно-логические Устанавливает визуальные  и речевые аналогии

«Речевые аналогии»

Визуальные аналогии»

  ( методика Ясюковой Л.А.)

https://shop.imaton.com/catalog/item/167/

Выделяет существенную информацию из текстов разных видов

Методика «Выделение существенных признаков»

Понятийно-речевые

Производит интуитивно-речевой анализ-синтез, устанавливает речевые классификации, речевые аналогии

«Интуитивный речевой анализ-синтез»

«Речевые классификации»

«Речевые аналогии»

 ( методика Ясюковой Л.А.)

https://shop.imaton.com/catalog/item/167/

Осуществляет подведение под понятия на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза

 Методики: «Определение», «Классификация», «Сравнение»

Понятийно-образные

Осуществляет интуитивный визуальный анализ-синтез Проводит визуальные классификации

Проводит визуальные аналогии

«Интуитивный визуальный анализ-синтез»

Визуальные классификации

«Визуальные аналогии»

( методика Ясюковой Л.А.)

https://shop.imaton.com/catalog/item/167/

 

Абстрактные

Оперирует формальными характеристиками объектов и явлений

«Абстрактное мышление»

( методика Ясюковой Л.А.)

https://shop.imaton.com/catalog/item/167/

 

Методика «Паровозик» И.Н. Агафоновой

Речевые

Построение фразы на основе интуитивного понимания правил

«Исправление семантически неверных фраз»

«Восстановление предложений»

«Завершение предложений»

 ( методика Ясюковой Л.А.)

https://shop.imaton.com/catalog/item/167/

Понимание и анализ текста

Описание действия, события,

изложение

Методики:

«Пересказ»,

«Составление рассказа по заданным словам»

Регулятивные

Учитывает правило в планировании и в контроле способа действий

Методика К. Кооса «Выкладывание узора из кубиков»

1.Различает способ и результат действия

2.Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей

Методика К. Кооса  «Выкладывание узора из кубиков»

Осуществляет актуальный контроль на уровне произвольного внимания

«Домик» (Н. И. Гуткина) - исследование внимания, выявление умения ребенка ориентироваться на образец, точно копировать его; выявления уровня развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

1.Понимает и сохраняет учебную задачу

2.Учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Методика ВОК (внимание, ориентация, количество) И.Н. Агафоновой

Методика Тулуз-Пьерона

   

Вносит необходимые коррективы в действия после его завершения на основе учёта характера сделанных ошибок

1. Произвольное внимание (устойчивость). «Графический диктант» из 3 заданий.

Автор методики Д.Б. Эльконен.

2. «Проба на внимание (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая)

Коммуникативные

Формулирует собственные мнение и позицию

«Оценка поступка героя в рассказе» (по А.Г. Асмолову)

Использует речь для регуляции своего действия

Методика «Рукавички». (А.Г. Асмолов «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» )

Строит понятные для партнёра высказывания

Методики: «Исправление семантически неверных фраз», «Восстановление предложений», «Завершение предложений».

(Взяты из методички Л.А. Ясюковой «Методика определения готовности к школе»)

Адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Методика «Дорога к дому»

(А.Г. Асмолов «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» )

Договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности

Методика «Рукавички»

(по А.Г. Асмолову)

1. Допускает возможность существования различных точек зрения

2. Учитывает позицию партнера

Методика «Лесенка дружбы»

Методика «Левая и правая сторона» (Ж. Пиаже)

Методика «Кто прав?»  (Г.А. Цукерман)

 

Диагностический инструментарий